Воспоминания ветерана про жизнь училища.

пишите тут обо всем что хотите, любые споры..

Модераторы: Sponsor, Administrator, Автандил Калашников

Аватара пользователя
АлександрКазалеев
Web-майор
Web-майор
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 08 мар 2010, 22:23

Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение АлександрКазалеев »

Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Это не просто воспоминания, скорее всего, это попытка сохранить память
о нашем училище, готовившем офицерские кадры для великой страны-
Орловское высшее военно-командное училище связи…((г. Багратионовск).
Я хочу рассказать, что в наше время, как, впрочем, и сейчас, курсантами
становились обыкновенные парни, наделённые как достоинствами, так и
недостатками. Что-то у них получалось, что-то – не очень.
Они попадали в различные ситуации, из которых надо было выходить ус-
пешно, ибо, в конечном счёте, вся наша жизнь в училище была посвящена
науке побеждать.
Побеждать себя, своё неумение, слабость, побеждать неблагоприятные об-
стоятельства, выполнять невыполнимые задачи и добиваться при этом успеха.
У кого-то это получалось лучше, кто-то шёл к успеху дольше и труднее.
Конечно, каждый шёл к этому своим путём.
Многие ребята после школы, мечтавшие о карьере офицера, пришли имен-
но в наше училище потому, что оно было ближе к дому. Другие приезжали
из далека.
Потом, в разговорах, выяснялось, что вот знал, что есть военное училище,
но кого готовит-толком не представлял. Отслужившие в армии более точно
понимали, чего они хотят и чего ждать от училища. Это был осознанный вы-
бор повзрослевших парней.

Присяга.

Наверное, как бы мы ни бравировали тогда друг перед другом, присяга, тот
самый святой воинский ритуал, который и приобщает зелёного юнца к воин-
скому братству, была для нас очень важна.
И как понимание того, что перейдён рубеж от просто любви к армии и воен-
ной службе, к настоящей службе, когда не только пожурят, но и сурово
спросят, и приказать могут и на смерть отправить.
И как окончание курса молодого бойца и начало настоящей учёбы, откры-
тие дороги к офицерским погонам.
Немного философии.
Присягу мы зубрили наизусть, но в те времена никто всерьёз не задумы-
вался о её истинном предназначении-как клятвы, которую солдат Отчизны
даёт один раз и навсегда.
Традиционно все, принявшие присягу были отпущены в увольнение.
На левом рукаве, как знак отмеченности судьбой гордо красовался “ми-
нус” – нашивка за первый курс.
Наверное, в тот день над нами ангел пролетал – ни патрулей рядом не бы-
ло, никого из офицеров не занесло в кафе, где мы были. В училище при-
шли во время, в достойном виде и не привлекли ничьего внимания.
Так в наших характерах зарождалось понимание, что всё в мире преходя-
ще, а это помогало отладить умение стойко переносить тяготы и лишения
военной службы.

Начало учёбы.

Учёба на первом курсе любого военного училища начинается не 1 сентяб-
ря, как в школе и как многие думают, а в августе. К этому дню сданы все
экзамены. Утверждены списки, зачисленных в училище, сформированы
взвода, роты, батальоны и издаётся приказ о зачислении в училище.
Перед славным днём этим весь июль в училище происходит узаконенный
бардак под названием “абитура”, то есть период, когда абитуренты съез-
жаются в училище, сдают экзамены, переживают разочарование и радость,
притираются друг к другу, определяются в выборе военной профессии,
ведь это на всю жизнь.
Офицеров бывших не бывает.
Не всем везло на экзаменах, но мечту ведь не зарежешь просто так – рос-
черком пера.
Поэтому одни собирали вещи и уезжали домой, чистосердечно веря, что на
следующий год обязательно опять приедут и поступят, хотя жизнь повора-
чивала по-своему.
Наверняка сейчас многие из тех бывших абитурентов любят 23 февраля
за стаканом повспоминать как когда-то поступали в военное училище. Осо-
бенно покоряет мысль в различных вариациях:”А ведь я, если бы поступил,
то мог бы генералом стать!”. Но история не знает сослагательного наклоне-
ния.
Другие же, и они заслуживают особого уважения, не сдавались. Переходили
на нелегальное положение, непонятно, чем питались, непонятно, где жили,
осаждали начальника училища и его заместителей с просьбой взять на лю-
бых условиях, допустить к учёбе.
И ведь были правы – не все из поступивших действительно мечтали об армии.
Скорее, в их незрелых душа некая жила детская романтика – красо-
та военной формы, воинских ритуалов. А здесь важнее понимание того, что
это тяжёлый, неблагодарный и нередко смертельно опасный труд. Но такие
отсеивались до присяги, иногда даже доживали до второго курса. К выпуску
же подходили уже зрелые, ясно понимающие своё назначение мужчины.

Первый курс.

С началом учёбы народ воспрянул духом – уменьшилась, а потом и сошла
на нет муштра, начался привычный процесс разгрызания гранита науки.
Ещё при формировании роты наш командир, капитан Кузьмин Г.Е. сказал
вещие слова: “Ну что, красавчики-мужчины, вот мы и собрались. Сразу ска-
жу, что по учёбе лучшим будет первый взвод, потом третий и второй. В
каждом взводе было по две группы. Так в дальнейшем и вышло. Нам науки
давались легко, примерно в этом же объёме математику, английский,
электротехнику, радиотехнику, историю, радиотехнические цепи и сигналы
мы усваивали успешно.
Воинские науки – тактическая и огневая подготовка, ОМП, средства радиосвязи,
радиостанции и др. тоже изначально были знакомы, поэтому в
ритм жизни училища вошли быстро.
Все взвода жили по кубрикам, в составе своих отделений. Поэтому на-
чали налаживаться дружеские связи, сначала в несколько иронической
форме, с подколками, началась дружба на равных. Потом процесс знакомства
в роте “углубился и расширился” и к выпуску это уже было муж-
ское братство, закалённое в общих испытаниях.
Вообще, это было время великих открытий – открытие для себя учебного
центра; открытие эпопеи караульной службы, сначала в училище, открытие
своих возможностей на полевых выходах осенью и зимой, потом по весен-
ней распутице.

Полевые выходы.

Наверное, во всех военных училищах существует хорошая традиция – на
первых порах несколько дней в месяц проводить в полях. И для здоровья
полезно и подготовка к экстремальным условиям. За годы учёбы столько
было пройдено километров и истоптано полей, что в памяти всё слилось…
Запоминается всегда всё первое – первый друг, первая любовь,первая жен-
щина, первый подвиг, первый полевой выход.
К нему мы готовились заранее - в основном, морально.В глубине души зре-
ло опасение – как мы поведём себя на пешем переходе. Нас уже вывозили
-отстрелять три патрона перед присягой, но теперь и навсегда перемеще-
ние будет только пешком, причём туда и обратно.
Кто-то прослышал, что если намотать на ноги по две-три портянки, то нога
не будет тереться в сапоге. Потом оказалось, что при этом она не шевелит-
ся и затекает, идёшь, как на колодках. Потом открылся ещё один секрет-на
марше потеешь, пока идёшь – жарко, потом на занятиях медленно остыва-
ешь.
А в мокром обмундировании не очень комфортно. Так мы научились макси-
мально облегчаться перед маршем, снимая с себя всё и переодеваясь уже
на месте в сухое.
Первый привал – за городской чертой. Потом –только движение. Когда в
противогазах, когда – без. А ещё вещмешок за спиной, да снаряжение на
ремне. А в вещмешке громыхает всё.
А для того, чтобы пройти дистанцию, необходимо двигаться всем в едином
ритме. Так вырабатывалась особая походка – среднее между шагом и бе-
ГОм.
Да что там говорить высоким штилем - вот вам история из жизни.
В сентябре проводился полевой выход на выживание – тоже одна из незыб-
лемых училищных традиций.
Тогда мы покорялись этому со спокойствием обречённых, за время службы
поняли необходимость подобного действа. Двое суток практически без сна
и отдыха, непрерывные занятия – тактика, защита от оружия массового по-
ражения, инженерная, огневая, а ведь ещё и пешком туда и обратно.
Да всё это осложняется сырой погодой - в Прибалтике, (Багратионовск) не
надо объяснять никому. Так проверяется истинная готовность первокурсни-
ка стать офицером.
Помню, сломался после этого выхода курсант Барыжников, но тем, кто
выстоял – уважение и почёт.
Питание на полевых выходах было самое полевое.
Сколько было на первом и втором курсе сбитых в кровь, до костей, курсант-
ских рук, искалеченных при заряжании оружия, при устранении задержек
при стрельбе.
Со временем приходили знания, нарабатывался автоматизм, все действия
выполнялись практически, не глядя, но, самое главное, закалялся характер.
На первом курсе недоесть или недоспать было равно трагедии.
С годами привыкали не обращать внимания на эти мелочи, да и холод уже
не так досаждал, и тяжесть вещмешков со снаряжением уже не так была за-
метна.
Постоянная сырость вкупе с холодом образуют смесь, при которой неподго-
товленному человеку не просто холодно – кости ломит, а человек вымерза-
ет изнутри.
Спасение одно – двигаться, тем более, что из средств утепления только од-
но универсальное – шинель. Летом в ней не жарко, потому что она без под-
кладки, а зимой не холодно, потому что она шерстяная.

Командиры.

Многому из того, что мы умеем сейчас, мы обязаны нашим командирам. В
первую очередь тем, кто воспитывал и обучал нас в училище.
О нашем начальнике училища подполковнике Мартынове В.А. (1973г.)
много сказано и много написано, а вот те, кто непосредственно держал
нас в руках и лепил из нас офицеров, часто остаются в тени.
Наш комбат, полковник Пучков Виталий Дмитриевич, - личность яркая и не-
ординарная. Он принадлежал к той славной плеяде офицеров, прекрасно
образованный человек, всегда наглаженный, отличный строевик, он был
для нас образцом подтянутости и поведения.
Нельзя сказать, что его боялись, но авторитетом среди курсантов он поль-
зовался непререкаемым.
Был такой случай. Однажды нам надо было куда-то проскочить до самопод-
готовки, естественно, без строя. По пути встретили приятелей со старшего
курса, остановились поговорить. Стоим расслабленные, воротники расстёгнуты,
ремни распущены, полевые сумки на левом плече. Кто-то возьми и
скажи: “Комбат ваш идёт”. Не оборачиваясь и суетясь, тремя отточенными
движениями мы привели себя в порядок и, вытянувшись в струну, поверну-
лись в сторону комбата. Он нас как будто бы и не видел, но я уверен до сих
пор, что поведи мы себя по-другому, и результат был бы для нас иным.
В этом повествовании наш комбат будет незримо присутствовать при всех
событиях нашей жизни.
Достаточно сказать, что ни один проступок не оставался безнаказанным. Но
любой из нас, даже поднять его среди ночи и спросить:”Что для тебя наш
комбат?”, не задумываясь, скажет: ”Настоящий командир, отец”.
Была у него одна черта, выделявшая нашего комбата из ряда всех осталь-
ных – виртуозное владение русским командирским языком. Попавшему под
раздачу было неуютно под шквалом его метких фраз.


О борьбе с воинской дисциплиной.

В течение всего периода обучения в училище нам внушали, что наш ба-
тальон по дисциплине занимает лучшее место среди других батальонов.
Начало всех начал-первый курс. На Новогодние праздники были отпущены
в увольнение все, хоть отдалённо имеющие отношение к проживанию в го-
роде Багратионовске – домой, к родственникам, как метко выразился наш
ротный майор Кузьмин Г.В. – к тёте, дяде и б… .
Однажды на первом курсе, как обычно по понедельникам, батальон постро-
ился на развод на занятия. Замполит батальона подполковник Божко, по-
дал команду и чётким строевым шагом двинулся навстречу командиру ба-
тальона подполковнику Пучкову В.Д. (1971 г.)
Этот отработанный веками ритуал встречи командира по-своему гипнотизи-
рует и сплачивает курсантов.
Вот и сейчас батальон в полном молчании выслушал доклад:”Товарищ
подполковник! Батальон курсантов первого курса на развод на занятия по-
строен! Заместитель командира батальона по политической части подпол-
ковник Божко.
Три чётких строевых шага, чёткий поворот в сторону строя.
Комбат с рукой у виска, с суровым лицом. Курсанты вытянулись в струну,
набрали полную грудь воздуха, чтобы ответить на приветствие…
Наконец, комбат начинает и тут над плацем вместо давно знакомого:
“Здравствуйте, товарищи курсанты!” раздаётся…
Однажды на развод комбат прибыл в прекрасном настроении. Ещё издале-
ка, от начала плаца, было видно, как он улыбается, аж светится. Как все-
гда, доклад, поворот к строю, приветствие. Вопрос к командирам рот: “Как
прошли выходные дни?”. Те осторожно, чтобы не сказать лишнего, докла-
дывают, дескать, всё в порядке.
Чтобы не затягивать интригу, комбат решил поделиться секретом хорошего
настроения в понедельник: “Иду с женой в воскресеное по улице в городе,
подхожу к кафе, и вдруг оттуда выходят мои курсанты – по нашивкам видно
издалека. Увидели меня – и бежать. Захожу в кафе, спрашиваю у буфетчи-
цы: “Что за ребята к вам сейчас заходили?” Та в ответ:” Такие хорошие ре-
бята, взяли мороженого, бутылочку портвейна, посидели, даже не выпили”.
Как же приятно было услышать в городе хорошие отзывы о моих курсан-
тах!”
Конечно же, на призыв выйти и показаться перед строем героям воскресно-
го дня, никто не откликнулся. Наши герои – скромный народ.
Пусть неискушённый читатель не подумает, что все развлечения курсантов
в училище замешивались на алкоголе.
Наш ротный, майор Кузьмин Геннадий Витальевич, так охарактеризовал
эту ситуацию ещё в начале первого курса:”Дури у вас своей хватает,
спиртное вам нужно только для запаха”.

Дежурный режим по училищу.

Случались периоды времени, когда отменялись увольнения. Картотека с
увольнительными перемещалась в сейф канцелярии курса. Под кроватями
в готовности был вещ-мешок, на нём шинель в скатку. Рядом противогаз.
С таким снаряжением по тревоге нам необходимо было после получения
оружия оперативно построиться курсом в составе училища на плацу. Нужно
учесть то, что наше училище находилось в приграничной зоне. ( ПНР). В
боксах автопарка под охраной часового, пост №2 внутреннего караула,
находился автотранспорт, оборудованный под перевозку личного состава.
Неоднократно объявлялась учебная тревога.
Огнестрельное оружие в готовности находилось у дежурного по училищу,
в караульном помещении, на постах. В пирамидах оружейных комнат в
расположениях курсов размещался остальной арсенал. Система боевого
управления училища, под ответственностью дежурного по училищу,
была в готовности.

О праздниках.

Есть праздники домашние, есть общенародные, есть официальные. Именно
о последних и говорит народная мудрость:”Праздник для курсанта, что
свадьба для лошади. Голова в цветах, а задница в мыле”.
Проходили праздники и спортивные, под лозунгом: ”Если отдых – то актив-
ный, если праздник – то спортивный”.
Было множество праздников официальных – с торжественными собрания-
ми, построениями на плацу, с выносом Боевого Знамени училища. Об од-
ном из них – присяге мы говорили, о главном училищном празднике – выпуске
офицеров тоже ещё вспомним.
Практиковались иногда прохождения в составе батальона по городу с орке-
стром, исполнением строевых песен – в лучших гусарских традициях. Ибо
сказано: “Город, когда в него входят гусары, оживает”.
Но был один праздник, из тех, что бывают раз в жизни и помнятся тоже всю жизнь.
Военная судьба разбрасывает друзей практически сразу от ворот КПП учи-
лища. В течение всей службы память о годах учёбы тлеет в сердцах офице-
ров. Иногда по воле случая однокашники встречаются в совершенно неожиданных
местах – довольно часто на вокзалах и в аэропортах, в командировках и отпусках.
Так состоялась встреча в 1989 г. в Москве коллег моего года выпуска с нашим
командиром взвода Кононовым А.В. К сожалению, в н/в преждевременно ушёл из
жизни.
По прибытию на новое место службы первым делом узнаётся, кто из своих
здесь служит. Примерно как в фильме “Офицеры”, когда комдив генерал
Трофимов прибыл на доклад командующему округом, который оказался его
старым боевым другом. Такое произошло и со мною, учась в Томском институте
АСУ и радиоэлектроники, где повстречал своих коллег по выпуску.
О ветеранах. Ветераны – они ведь тоже разные бывают.
Конечно, не всем из ветеранов удалось стать видными военачальниками.
Но у всех осталось одно – выправка, твёрдый взгляд. Они просто молодели
на глазах, пересекая КПП училища.
А наши офицеры, училищные – начальник(бывший) академии ФСО генерал
л-т Щекотихин В.М. тоже ведь был выпускником ВТУ КГБ (г. Багратионовск)
Но традиции продолжаются, встречи проходят.
Пока мы живы – и академия наша живёт

О боевой подготовке.

Для нас это были предметы обучения – тактика, огневая подготовка , защита от
оружия массового поражения, военная топография. Ещё нам преподавали военную
историю, но это уже для общего развития.
Каждое направление военных знаний преподавала отдельная кафедра с
замечательно оборудованными классами.
Но в классах, как водится, курсанты получали только необходимую теорети-
ческую подготовку. Вся практика закреплялась в поле, и на стрельбище.
Со временем тяготы и лишения воинской службы, в виде мороза, снега, дождя,
промозглого тумана, становились настолько привычным делом, что курсант мог
выполнить задачу практически в любой обстановке, не обращая внимания на эти
мелочи.
А попробовал бы кто выразить сочувствие или просто обратить внимание
на неласковость природы, так пожалуй, получил бы недоумённый вопрос:
“А что, может быть иначе?”.

Государственные экзамены.

Любое дело в армии, а уж такое серьёзное, как государственные экзамены,
тем более, всегда начинаются с построения.

Для нашего выпуска из этого правила исключений не делалось.
Перед строем батальона были представлены члены Государственной экзаменационной
комиссии. Были сказаны все положенные в этом случае слова, все самые важные
напутствия.
Ну, как после этого можно было сдать экзамены плохо!
Может быть, преподаватели и командиры волновались больше курсантов,
Да это и понятно – у нас был разгон – сессия, которую сдали буквально недделю
назад, поэтому ГОСы воспринимались как её продолжение. Для офи-
церов же это было как оценка всей их учебной деятельности.
Если названия первых трёх экзаменов просты и понятны до сих пор даже
человеку, достаточно далёкому от военной науки, то название четвёртого
экзамена в нынешнее времена уже само стало историей.
Судите сами:
-организация связи
-тактическая подготовка
- огневая подготовка
Всё логично и просто – военный человек отчитывается по своим профиль-
ным дисциплинам.
А что такое “Научный коммунмзм”?
О, это была наука всех наук, без которой в принципе не мог состояться ни
один специалист с высшим образованием ни в одном ВУЗе страны.
Она объединяла в себе историю КПСС, марксистско-ленинскую философию
и политэкономию.
Офицер как защитник социалистического Отечества должен был быть идео-
логически подкованным, и именно на этом в первую очередь должна была
основываться его преданность Родине.
Экзамен был сдан, да и Родину в дальнейшем мы защищали без тени со-
мнения в правильности своего дела.
Но если на научном коммунизме и истории КПСС основной целью было –
блеснуть интеллектом и идеологической подкованностью, то на остальных
экзаменах многословия не признавали – объясни, что ты хочешь показать,
и делай – быстро, правильно, в срок и лучше всех.
Система экзаменов простая – билеты, четыре вопроса. Из теории – тактико-
технические характеристики…порядок их работы.
Да и преподаватель стоит на подстраховке – никому не хочется, чтобы на
ГОСах выяснилось, что чему-то курсанта не доучили.
Всё! Государственные экзамены сданы.
В первые минуты ощущение одно – какой-то нереальности происходящего.
Вот только что вокруг кипели события, напрягались все силы, сами стара-
лись не опростоволоситься, за друзей переживали. И вдруг – всё. Вокруг
тишина. В душе пустота.
Всё! Учёба закончена!
И в то же время на замену пустоте приходит волна радости.
Впереди – “Золотая неделя”!

Выпуск.

Красота воинской службы строится на романтике, завораживающей строго-
сти парадной формы и торжественности воинских ритуалов.
Романтика – понятие относительное.
Блеск парадной формы тоже предназначен больше для “наружного применения”.
Полевая форма гораздо практичнее и удобнее.
К воинским ритуалам можно отнести практически все действия, исполняе-
мые войсками в повседневной жизни и в торжественных случаях. Это и еже-
дневные разводы подразделений на занятия, и разводы караулов, и праздничные
мероприятия. Вот только слово “ритуал” несколько мрачноватое. Поэтому, говоря
о выпуске офицеров из военного училища,
будем использовать старинный и не менее торжественный термин “церемо-
ния”.
Церемония выпуска молодых офицеров была назначена на 06 июня 1974 года на
10 часов утра.
Но за сутки до события, была проведена генеральная репетиция, ставшая
“Малым выпуском”. Это одновременно был и строевой смотр в офицерской
парадной форме, и возможность для выпускников привыкнуть к форме.
Утро 06 июня 1974 года было ранним. Стыдно было бы опоздать на свой
собственный выпуск. Поэтому многие, вскочив ни свет, ни заря, второпях
завтракали, ещё раз пробегали утюгом и щёткой по первому парадному
офицерскому мундиру, затягивали себя в парадную форму и выдвигались в
училище, сопровождаемые толпой родственников, друзей и подруг.
При этом усиленно делался вид, что всё происходящее нимала не волнует
виновника торжества, хотя нет-нет, да и бросался взгляд искоса на плечо,
где в сиянии золотого шитья на не обмятом погоне расположились две звезды –
знаки различия самого красивого офицерского звания.
Кстати, подготовка курсанта – выпускника к церемонии выпуска заключалась не
только в приведении в блестящий вид парадной формы и многочисленных репетициях.
В основном военные церемонии проходят по одному сценарию – построе-
ние, взнос знамени, встреча начальника, торжественные речи(либо прове-
дение мероприятий, ради которых организовывалось построение), вынос
знамени, прохождение торжественным маршем, затем – прохождение с пес-
ней.
В чём же, всё-таки, особенности церемонии выпуска? Что такое выпуск
офицеров для военного училища?
Конечно же, это часть истории училища, этап в его жизни. Но так бывает ка-
ждый год.
Наверное, это немножко другое.
Это сотни молодых парней, которым открылся весь мир. Нужно только пра-
вильно распорядиться его возможностями.
Это родители, гордые за своего ребёнка. Это мама, улыбающаяся, помоло-
девшая, смахивающая тайком слезу. Это отец, заново произносящий подза-
бытое за много лет сочетание своей фамилии со званием “лейтенант”.
Это молодая офицерская жена, сияющая счастьем, не ведающая пока тяго-
стных ожиданий мужа из нарядов, караулов, с учений, тревог и командиро-
вок “за речку”, “за горку” и Бог знает ещё куда.
Это бывшие подруги, за показной бравадой скрывающие горечь неудачи, и
цепким взором высматривающие себе очередную “судьбу” в строю старше-
курсников. И над всем этим – гром оркестра, “Училище, равняйсь!..”
Торжественные речи, вручение удостоверений личности офицера. И опять,
как каждый год до этого: “Товарищ …! Курсант…Ой! Лейтенант… прибыл!”
И разносится над плацем: “Лейтенант Макаров”!, “Лейтенант Сергиенко”!,
“Лейтенант Балберин”!. Сегодня – день лейтенантов.
Удостоверения вручены, речи отзвучали.
И снова, как много раз раньше, и ещё несчётно раз на долгие годы службы:
“К торжественному маршу!”
Батальон выпускников в ротных колоннах впереди всех. Выход на исходное
положение, переход на твёрдый строевой шаг.
Правофланговый кричит: “Счё-ё-ё-т!”, но вместо привычного: “И-и-и РАЗ!”
Звучит хулиганское: “Во-о-т и-и ВСЁ!”
Начальник училища с невозмутимым видом принимает парад лейтенантов.
Потом семь минут на поздравления. Всё на бегу-впереди тот самый выпус-
кной фуршет, о котором толком никто ничего не знает. Известно одно – он
будет обязательно, и это очень круто.
В спортивном зале училища накрыты длинные столы – по количеству выпу-
скных рот. Впереди, на возвышении – стол для начальника училища и комбата.
Офицеры подразделений – среди своих курсантов. Вернее, офицеры – среди своих
офицеров.
Никаких длинных речей. Тост один – от начальника училища с пожеланиями
успешной службы.
Начальник училища с комбатом в дверях, лейтенанты подходят, пожимают
руку, воинское приветствие – и на выход.
Всё! Весь мир у ног и месяц отпуска впереди.
Вперёд, к большим звёздам, орденам, высоким чинам, подвигам и вечной славе
для тех, кто так и остался молодым в нашей памяти.

Уважаемые выпускники!

У нас мало общих тем, кроме нашего общего прошлого. Может быть,
это вас развлечёт или напомнит о ваших курсантских годах.
Можно написать много ещё, но основные мысли определились.
Поделитесь и Вы уважаемые ветераны своим прошлым.
Аватара пользователя
Sponsor
Администратор
Администратор
Сообщения: 1800
Зарегистрирован: 11 янв 2005, 10:43
Награды: 1
Откуда: Москва
:
Неоценимый вклад
Контактная информация:

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение Sponsor »

Читал и слезы на глазах наворачивались. Как будто это было вчера. Хотя прошло всего 13 лет как я окончил наш ВУЗ. Так приятно вспомнить как все это было. Это наверное самые лучшие годы. Пускай порой и тяжело было и хотелось все бросить, но все же это самое лучшее время моей жизни! Не даром у курсантов ходило такое выражение: кто не попал пусть радуется, кто попал пусть вешается, а кто отучился пусть ГОРДИТСЯ! Так вот как бы плохо СЕЙЧАС не отзывались о нашем ВУЗе, я гордился им и буду гордится, что я отучился в нем и приобрел бесценный опыт.
Спасибо alex.ras-2009! Душевно написал!
[b][color=#0000FF]Человечество - вот главный вирус!! Matrix
---------
Однажды Эйнштейна спросили:
Какое оружие будет главным в 3-ей Мировой Войне?
Не знаю, - ответил ученый, - но в 4-ой Мировой Войне главным оружием будет каменный топор.[/color][/b]
Аватара пользователя
крепс
Web-лейтенант
Web-лейтенант
Сообщения: 262
Зарегистрирован: 28 июн 2006, 15:15

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение крепс »

Классно,красиво,мурашки побежали..)
Аватара пользователя
sefthuko
Web-капитан
Web-капитан
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 17 сен 2011, 19:46

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение sefthuko »

:cheers:
Аватара пользователя
AlekS
Модератор
Модератор
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 29 сен 2005, 23:29
Награды: 3
:
Неоценимый вклад I степени Неоценимый вклад II степени Неоценимый вклад III степени

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение AlekS »

alex.ras-2009, отличные воспоминания, читая их, возвращаешься в тот период, когда сам учился и закончил ВИПС. :thumbup:

Sponsor, есть предложение скопировать эти воспоминания в раздел Об Академии, создать в этом разделе подраздел Воспоминания выпускников и переместить туда эти воспоминания. В разделе Флейм они со временем затеряются.

У того кто не знает своего прошлого-нет будущего. (с) Ирек Биккин
Если споришь с идиотом, будь уверен, что он не делает того же! (с) Коepi - Moderator forum.doom9.org.
Аватара пользователя
АлександрКазалеев
Web-майор
Web-майор
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 08 мар 2010, 22:23

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение АлександрКазалеев »

AlekS писал(а):alex.ras-2009, отличные воспоминания, читая их, возвращаешься в тот период, когда сам учился и закончил ВИПС. :thumbup:

Sponsor, есть предложение скопировать эти воспоминания в раздел Об Академии, создать в этом разделе подраздел Воспоминания выпускников и переместить туда эти воспоминания. В разделе Флейм они со временем затеряются.

У того кто не знает своего прошлого-нет будущего. (с) Ирек Биккин
В продолжение темы...
Наш взвод.

Наша жизнь не шла сама по себе, а делали её мы, взвод.
Подразделение роты было основательно “разбавлено” курсантами, прошедшими
службу в войсках и пришедшими после школ.
Несомненно, яркими личностями во взводе были мои первые помощники-
командиры отделений: Владимир Штыков, Виктор Балберин, Станислав Воловников.
Во взводе многие болели футболом. Сейчас к нашим услугам Интернет, любые прогнозы, рассуждения видных спортивных комментаторов. А в наши времена, Стас Воловников своей святой любовью к футболу зажигал сердца многих.
Курсант – Исмайлов Хамид. Хочется выделить особенно. Добрейшей души человек, надёжный, спокойный, уравновешенный, скромный парень, умница и трудяга. Господь Бог наделил его талантом, интеллектом, как скрипача – музыку.
Человек совершенно удивительной судьбы. Что потянуло его в армию, да ещё и в военное училище? В нашем взводе он был почти как марсианин – совершенно гражданский человек, серьёзный парень с отличным взглядом на жизнь. То, что для нас было естественным – стоять в строю, ходить строевым шагом, беспрекословно
выполнять распоряжения, не задавая лишних вопросов – всё это ему было присуще и давалась налегке.
Он был у нас душой взвода, неунывающий, не давал скучать никому рядом.
В н/в он поэт, прозаик, переводчик. После Багратионовского военного училища закончил несколько факультетов Ташкентского университета. В свет вышли два
поэтических сборника (“Сад”, 1987; “Пустыня”, 1990) в Ташкенте.
В 1992 году был вынужден эмигрировать из Узбекистана за границу, где публиковал романы, стихи, научные работы. Живёт в Лондоне.
Командир взвода в чине ст. лейтенанта тоже не давал основания надеяться на
спокойную жизнь, особенно в сравнении с тем, что было в войсках.
На плацу состоялось наше знакомство с первым командиром взвода старшим лейтенантом Новиковым. Пожалуй, для нас, он стал родным отцом. К сожалению,нами он командовал не долго. Был переведён в г. Орёл. Позже командование взводом принял л-т Прокофьев. Хороший строевой командир и великий спортсмен, легкоотлет.
Однако, длительное время между ним и взводом была дистанция – он старался всемерно удерживать нас в рамках дисциплины, мы же ещё более настойчиво рвались из этих рамок, не утруждая себя размышлениями о том, что нам тоже предстоит та же стезя, и надо ещё научиться решать эту двуединую задачу – устанавливать железную дисциплину в своих подразделениях и при этом не обозлить против себя своих людей.
Со временем, пожалуй, многие стали понимать его лучше, но это время не приходится на училищные годы, к превеликому сожалению.
Курсант Макаров. По складу характера боевой, задиристый, честный. Но во всех хулиганских историях, так или иначе, один из героев – он.
Конечно же, самым ярким типом был курсант Амиров Б.Г. (во всяком случае для меня, как зам. ком. взвода.) Трудно описать его в двух словах. Человек с амбициями, гордый, старающийся скрыть себя за внешней бравадой. Со временем всё притёрлось. Он вынужден был как-то подстраиваться, раз уж не получилось с ходу подстроить всех под себя.
К выпуску почти подружились, а ведь поначалу до драки доходило.
Всякое бывало за время учёбы. Неизменным оставалось одно – годы учёбы это наша семья, и жить надо так, чтобы понимать друг друга, поддерживать и выручать. Для кого-то это как раз и стало школой жизни в суровой мужской среде, научило армейскому коллективу.
Последний раз редактировалось АлександрКазалеев 13 янв 2013, 11:25, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Sponsor
Администратор
Администратор
Сообщения: 1800
Зарегистрирован: 11 янв 2005, 10:43
Награды: 1
Откуда: Москва
:
Неоценимый вклад
Контактная информация:

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение Sponsor »

Да-а-а-а-а....
Я вот читаю, слушаю. Так интересно. Наши выпускники живут по всему миру. Кто в Лондоне, кто в ОАЭ, в Европе, есть даже такие, кто отслужил во Французском легионе. И все равно всех тянет в одно место - это в наш ВУЗ. Там прошли самые лучшие годы.
[b][color=#0000FF]Человечество - вот главный вирус!! Matrix
---------
Однажды Эйнштейна спросили:
Какое оружие будет главным в 3-ей Мировой Войне?
Не знаю, - ответил ученый, - но в 4-ой Мировой Войне главным оружием будет каменный топор.[/color][/b]
Аватара пользователя
an_
Web-майор
Web-майор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 14 май 2010, 08:01

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение an_ »

Sponsor писал(а):Да-а-а-а-а....
Я вот читаю, слушаю. Так интересно. Наши выпускники живут по всему миру. Кто в Лондоне, кто в ОАЭ, в Европе, есть даже такие, кто отслужил во Французском легионе. И все равно всех тянет в одно место - это в наш ВУЗ. Там прошли самые лучшие годы.
Видимо не от хорошей жизни разъехались по свету... :)
А я вот наоборот - решил вернуться на историческую Родину.
Только судя по действиям сотрудников ФМС - Родина-мать ведёт себя как Родина-мачеха. :D
Когда был молод и здоров - "Давай, давай - шуруй, шуруй!"
А когда стал сильно не молод и не совсем здоров - "В очередь, сукины дети, в очередь!" :D
Аватара пользователя
Автандил Калашников
Модератор
Модератор
Сообщения: 666
Зарегистрирован: 14 апр 2005, 21:35
Награды: 1
:
Неоценимый вклад

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение Автандил Калашников »

Да уж !! Почитал, как на 30 лет назад вернулся.
Родная бурса.. Не знаю почему .. Но меня туда тянет. И практически каждый год, я выбираю пару дней и еду в Орел. Объехав на машине училище, ставлю машину и иду гулять . Вот она родная " гайка", казармы, клуб. И воспоминания о нелегкой и в тоже время беззаботной жизни.
Я объездил практически весь мир, работал на разных организациях и если б меня спросили, что бы я хотел повторить, то не задумываясь ответил 4 года в родной бурсе))). Наверно это старость(((.
Мир вам и милость Всевышнего
Аватара пользователя
АлександрКазалеев
Web-майор
Web-майор
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 08 мар 2010, 22:23

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение АлександрКазалеев »

Автандил Калашников писал(а):Наверно это старость(((.
Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути! Из песни слов не выкинешь.

С уважением!
Аватара пользователя
AlekS
Модератор
Модератор
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 29 сен 2005, 23:29
Награды: 3
:
Неоценимый вклад I степени Неоценимый вклад II степени Неоценимый вклад III степени

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение AlekS »

alex.ras-2009 писал(а):
Автандил Калашников писал(а):Наверно это старость(((.
Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути! Из песни слов не выкинешь.

С уважением!
Ну, Вы :old: разошлись! :D А если серьёзно, главное не падать духом, вы сделали для страны действительно много, и мы об этом будем всегда вспоминать лишь со словами благодарности, нам вряд ли столько сделать и страна стала другая и остановить развал армии пока не удаётся. Может потому что отношение к своим защитникам у Родины изменилось и пока не в лучшую сторону, стимула служить после 20 лет безупречной службы практически нет. :( И как бы мне свои воспоминания о службе не пришлось уже писать уже года через полтора. :hm:
Если споришь с идиотом, будь уверен, что он не делает того же! (с) Коepi - Moderator forum.doom9.org.
Аватара пользователя
АлександрКазалеев
Web-майор
Web-майор
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 08 мар 2010, 22:23

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение АлександрКазалеев »

AlekS писал(а): И как бы мне свои воспоминания о службе не пришлось уже писать уже года через полтора. :hm:
AlekS! Готовьте предварительно наброски...
Я же продолжу ...

Старшина роты


Об учёбе и службе выше я писал. Гораздо важнее хочется рассказать о коллеге, которого я помню. В некотором смысле это была уникальная личность.
Все кто служил или служат знают: - какой в роте старшина - таков быт и порядок в подразделении. Наш старшина был всегда на высшем уровне. И не любой подойдёт на эту должность. Слава богу, нам повезло. Звали его Гуляков Александр.
Старшина был на хорошем счету у командования роты, батальона. В нашей роте старшина был одним из очень немногих курсантов, пришедших в училище с части, был с острым и наблюдательным умом и не менее сатирическим языком.
Помимо учёбы у него добавилось много обязанностей. Выводил роту на утреннюю зарядку, водил в столовую, в кино, в баню. Проводил вечернюю поверку, был заместителем начальника караула. Должен был непрерывно следить за поддержанием порядка в казарме, выполнением ремонтных и других хозяйственных работ. В соответствии с графиком менять обмундирование, постельное бельё, обеспечивать сохранность оружия и противогазов в пирамидах. И так далее. После шести вечера и до утра оставался для своих подчинённых самым главным командиром.
Утром дежурный по роте будил за полчаса до общего подъёма, а спать ложился на полчаса - час позже всей роты, пока все не угомонятся.
Такое совмещение службы скорее обременяло, чем радовало.
Старшиной роты Гуляков был отличный. Порядок поддерживал идеальный. Ротное хозяйство вел твердой рукой. Курсанты всегда чистые и опрятные. Со всеми заботами старшина справлялся успешно. Особенно он следил за службой наряда по роте. Дежурные по роте были только из заместителей командиров взводов и старших групп. Он их готовил к несению службы ревностно.

Помнится такое. Только улеглись – тревога! Откуда она взялась, никто ничего и не знал заранее. Все забегали, открываются пирамиды с оружием, противогазами, рота бегом на плац. Тревога была учебной, нас быстро отправили в казарму.
Устраивал он своим бойцам и проверки, чтобы на службе не дремали. Ежесуточно в казарме были дневальные. У тумбочки на входе при телефоне стоять, паркет мостикой натирать, блюсти порядок, охранять имущество и оружие. Оружие мы чистили до одури. Так, чтобы на белоснежной ткани, если где-то провести ею, и следов не оставалось.
Наш старшина пользовался заслуженным авторитетом у курсантов по роте. Он не только показывал товарищам по службе пример добросовестного отношения к освоению нелегкой науки побеждать, но и по командирски требовал от них достижения высоких результатов в боевой подготовке. Большое внимание старшина роты уделял физической закалке курсантов и в особенности - лыжным кроссам.
Вот таков наш старшина…
Аватара пользователя
AlekS
Модератор
Модератор
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 29 сен 2005, 23:29
Награды: 3
:
Неоценимый вклад I степени Неоценимый вклад II степени Неоценимый вклад III степени

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение AlekS »

alex.ras-2009 писал(а):
AlekS писал(а): И как бы мне свои воспоминания о службе не пришлось уже писать уже года через полтора. :hm:
AlekS! Готовьте предварительно наброски...
Я пока план составлю... ;)
Если споришь с идиотом, будь уверен, что он не делает того же! (с) Коepi - Moderator forum.doom9.org.
Аватара пользователя
АлександрКазалеев
Web-майор
Web-майор
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 08 мар 2010, 22:23

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение АлександрКазалеев »

Немного отступления от темы, но тоже воспоминания...


Уважаемые коллеги!

Как замечательно, что мы можем сегодня ещё раз проследить за ходом истории страны, год за годом, видением старшего поколения.
Надеюсь и ждём ваши комментарии из нашей далёкой уже истории, того, что многие подзабыли или не знали совсем.

Открываем раздел, в котором участники и очевидцы событий, происшедших в 60 –е, 70-е годы прошедшего века, могут делиться своими воспоминаниями.
Оставим нашим потомкам память о тех годах, о пережитых нами и нашими коллегами событиях, оставивших след в истории Вооружённых Сил Советского Союза, России и других стран Ближнего Зарубежья.

Сижу за клавиатурой своего компьютера в свободное от работы время, благо много праздничных дней и думаю: «С чего начать». Есть ли в моей жизни события тех времен, которым я стал невольным очевидцем, свидетелем или активным участником? Да, несомненно.
В эти знаменитые ШЕСТИДЕСЯТЫЕ я вступил 12-ти летним юношей и сколько всего было в моей жизни за это десятилетие. Окончание школы и беззаботной жизни в родительском доме, принятие судьбоносного решения в выборе профессии, учеба и окончание военного училища, появление собственной семьи, начало офицерской службы, перспективы, проблемы, переживания и т.д. Как Советский человек, в те годы, я не мог жить в отрыве от тех событий, которые происходили в нашем обществе и в той далекой, ныне существующей только в нашей памяти, стране с гордым названием СССР и конечно событий происходящих в мире. Естественно все это не могло не повлиять на выбор основного жизненного вектора. Так каковы же они, эти далекие шестидесятые? Что запомнилось в эти годы? Привожу эту, на мой взгляд, наиболее важную хронологию знаковых событий, в надежде, что откликнутся и очевидцы или участники некоторых из них:
1960 год. 1 мая. В районе Свердловска сбит американский самолет-шпион летчик Пауэрс пленен.
Сентябрь. Генеральная Ассамблея ООН. Выступление Н.С. Хрущева и его ботинок…
1961 год. 12 апреля. Запуск космического корабля ВОСТОК. Полет Ю.А. Гагарина.
Октябрь. Тело И.В. Сталина вынесено из мавзолея
1962 год. Июнь. КАРИБСКИЙ кризис
1963 год.
Ноябрь. Убийство президента США Д. Кеннеди
1964 год. Август. Начало войны США во Вьетнаме.
Октябрь. Ночное заседание Пленума ЦК КПСС и Л.И. Брежневым отстраняется от руководства страны Н.С. Хрущев.
1965 год. Декабрь. Шарль де Голь становится президентом Франции.
1966 год. Франция призывает к роспуску НАТО и в течение года выводит из блока свои войска.
1967 год. Август. Женевская международная конференция. СССР и США предлагают проект договора о разоружении.
Ноябрь. ТОРЖЕСТВА В СССР ПО СЛУЧАЮ 50-Й ГОДОВЩИНЫ…
1968 год. Август. ВС СССР и союзники проводят операцию «ДУНАЙ». Ввод войск в Чехословакию. Очень и очень было опасное, напряжённое время…
1969 год. Март. Военный конфликт между СССР и КНР в районе острова Даманский.

Вот уж это время поистину мне запомнилось на всю оставшуюся жизнь. 2 марта –день моего рождения совпал по дате перевода нашей части , где я служил в повышенную готовность. Так как я был причастен к этим событиям, проходя срочную службу в Забайкальском ВО г. Чита 3. А позже – Даурия, - ближайшая граница к острову «Даманский».
Десятки китайских перебежчиков, по ночам переправлявшихся на наш берег на самодельных судёнышках было встречено часовыми роты. Они показывали нам цитатники Мао цзе Дуна, лопотали что-то...
Сдавали мы их приезжавшим особистам.
А на том берегу по ночам включались лампочки вокруг огромного портрета Мао, чтобы мы видели и, видимо, почитали вождя всех народов.
Днём возле самого берега с другой стороны широкого Амура кричали в рупоры китайцы, все одинаково озлобленные, агрессивные, возбуждённые. Мы за эти месяцы ко всему этому театру на берег привыкли и не обращали на них внимания.
Отношение местного населения к воинам нашей роты было прекрасным: люди несли бойцам продукты в виде картошки. закаток овощей, пирожки, мясо и прочее. А наши сухие пайки ( консервы, крупы) мы отдавали им.
Вспоминается лозунг, который тогда всюду повторяли: "Народ и армия едины".
И тогда это было действительно единением гражданского населения и бойцов Советской Армии. Приходили и подолгу сидели у нас ветераны- участники Великой Отечественной войны, боёв на Халкин-Голе. Делились воспоминаниями, советовали, подсказывали нам по поводу организации быта, соблюдения бдительности и другим премудростям военного времени.
А время тогда, по нашему ощущению, было действительно почти военное.
Но именно те первые месяцы службы в непростые 60-е годы уже прошлого века были самыми сложными и запомнились на всю жизнь.

И все-таки при относительно мирном сосуществовании двух сверхдержав, этот период характеризуется, как период «Холодной войны». “Холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, и названо «Холодной войной». Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное , а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Уважаемые выпускники, поделитесь и Вы своими воспоминаниями, как начинали свою службу, очевидцами и участниками каких событий Вы стали. Всё это в пределах разрешённой публикаций.
С уважением!
Аватара пользователя
Автандил Калашников
Модератор
Модератор
Сообщения: 666
Зарегистрирован: 14 апр 2005, 21:35
Награды: 1
:
Неоценимый вклад

Re: Воспоминания ветерана про жизнь училища.

Сообщение Автандил Калашников »

alex.ras-2009 писал(а):Старшина роты
Об учёбе и службе выше я писал. Гораздо важнее хочется рассказать о коллеге, которого я помню. В некотором смысле это была уникальная личность.
Все кто служил или служат знают: - какой в роте старшина - таков быт и порядок в подразделении. Наш старшина был всегда на высшем уровне. И не любой подойдёт на эту должность. Слава богу, нам повезло. Звали его Гуляков Александр.
Вот таков наш старшина…
Старшина))). Удивительно и как он справлялся ?!! Я вспоминаю частенько своего старшину.. Замота Сергей! Красавец))) поступал в училище отслужив 2 года в кремлевском полку!!! А как он ходил строевым!!! Я до сих пор завидую))).
Он успевал и на занятия сходить и к сессии подготовиться и в роте порядок организовать. А сколько " подарков" ему доставалось от требовательного ротного Фрайды .
Гонял он меня нещадно. Наряды вешал как гирлянды на елку. Но зато перед выпуском он лично погладил мне сапоги сказав , что я в этом деле салага))) . И какие это были сапоги.!!! Как у кремлевцев. И носил я их аккуратно, практически до увольнения.
Мир вам и милость Всевышнего
Ответить

Вернуться в «ФЛЕЙМ»